Паладин

Паладин-полуэльф

Паладинами принято называть святых воинов, сражающихся во имя своего божества и использующих божественную магию. Хотя и мировоззрение паладинов обычно законопослушно-доброе, встречаются и злые паладины, а также паладины незаконопослушных мировоззрений, хотя и обязательное условие для подобного класса – это соответствие мировоззрения героя мировоззрению его божества. Любой паладин считается эталоном собственного мировоззрения и веры. В отличие от многих других классов D&D, класс паладина налагает серьёзные ограничения на разрешённые поступки персонажа. Кодекс паладина запрещает ему лгать и использовать неблагородные методы ведения боя (такие как атака из засады, подлые удары или яды).
Пожалуй, самыми известными паладинами Торила являются Гарет Драконобор, который впоследствии стал королём Дамары, а также Пьерджейрон Паладинсан, Публичный Лорд Глубоководья. Яркие примеры павших паладинов же – это Сциллюа Тёмная Надежда и Арибет де Тильмаранд, которые изначально были верующими Тира. Сциллюа позднее стала паладином Бэйна.

 

Культура

Большинство паладинов служат именно богам, хотя и большинство выступают чемпионами предтеч, демонов или дьяволов (что касается двух последних видов, то для поддержания собственных сил и способностей, этим «паладинам» регулярно нужно совершать какие-нибудь ужасные деяния, наподобие жертвоприношений). Вне зависимости от того, кому они служат, принято считать, что любой паладин бьётся с ересью и нечистью во имя своего божества.
Божества с законопослушным мировоззрением призывают на службу паладинов, как правила, со схожим мировоззрением. Как в результате, бытует мнение, что все паладины законопослушно-добрые, хотя это и не совсем правда. Паладины, разделяющие подобные взгляды, веруют обычно в Чонтию или её аспект Йондаллу, Ильматера, Келемвора, Джергала, Латандера, Морадина, Суни или Торма. Прежде ещё были паладины Азута, Мистры, Хельма или Тира, но ныне эти божества мертвы. Все паладины придерживаются собственного внутреннего кодекса или свода правил, которые и определяют их праведность и принципы. Но возникает закономерный вопрос: как тогда могут существовать паладины-хаотики? А вот существуют.
Вообще, становление паладином – это, как правило, не просто какая-то профессия, а следование собственной судьбе. Обычно говорят, что паладинами не становятся, а рождаются, даже несмотря на то, что некоторые и отвергают зов своего божества и продолжают жить собственной жизнью. Тем не менее, паладином может стать лишь тот, кто услышал зов собственного божества. Как правило, «глас божий» будущие рыцари слышат в юности, а затем на протяжении многих лет усердно тренируются, будучи оруженосцами и сквайрами опытных товарищей, и становятся паладинами. Иные слышат зов уже в зрелом возрасте, имея за плечами большой жизненный опыт и семью. Но как бы там ни было, каждый паладин чувствует связывающего его с товарищами узы братства, что нельзя сказать об иных компаньонах. К слову, спокойно ужиться рыцарь способен лишь с жрецом такого же мировоззрения. Ситуация становится особенно напряжённой, если паладин оказывается рядом с кем-то, имеющим абсолютно противоположное мировоззрение.
Многие паладины – это люди и полуэльфы, поскольку их жизненные позиция и устремления наиболее близки подобному образу жизни. Есть среди них и дварфы, сильнее прочих готовые к тяготам и лишениям, но ввиду необходимости ставить собственные идеалы выше нужд семьи и клана, число паладинов-дварфов невелико. Однако щитовые дварфы в этом случае охотнее иных идут в святые воины. Из драконорождённых получаются прекрасные паладины, но ввиду того, что данная раса арелигиозна, таковых мало. Что касается эльфов и эладрин, эти расы отличаются хаотичным мировоззрением. Среди прочих рас паладины встречаются ещё реже, хотя и приятным исключением являются храбрые сердцем полурослики. Большинство паладинов живут в Кормире, Стране Долин, Дамаре, Импилтуре, Серебристой Луне и Глубоководье, а до трагических событий Магической Чумы встречались в Луруаре и Мульхоранде.


Способности

Паладины, подобно жрецам, получают божественные силы путём молитв благодаря силе веры и преданности их божеству, ну и могут усиливать, опять же подобно жрецам, молитвы святыми знаками. У паладинов есть способность преобразовывать свои тела в канал для энергии от собственного божества – вызов божественной силы. Подобная мощь позволяет паладинам использовать ряд способностей, например, снять порчу с соратника или увеличить силу своей атаки. В зависимости от божества, которому паладин служит, вызов божественной силы может различаться: к примеру, у паладинов Бахамута и Огмы способности разнятся.
В битве паладины хорошо сражаются, не хуже бойцов или магов меча: они учатся использовать все виды брони и холодного оружия. Лёгкие наступательные молитвы называются ударами - опытный паладин может их использовать в бою довольно часто. Более мощные атаки получили наименование кар: как правило, для того, чтобы использовать кару ещё раз, паладину необходим отдых. Большинство, если не все, ударов и кар требуют, чтобы во время наложения паладин был вооружён. Паладины, помимо этого, могут использовать различные божественные силы для защиты своих сторонников, а также, чтобы опалить атакующего противника излучением.
Паладины – искусные целители, хотя и не настолько сильные, как жрецы. В частности, паладины практикуют наложение рук, в мгновение ока исцеляющее раны противника и ставящее того на ноги.
У многих паладинов есть иные способности, являющиеся неплохим подспорьем в их странствиях. Многие добрые воители могут чувствовать присутствие зла. Большое число паладинов имунны ко всех болезням, в том числе и неестественным (как, например, ликантропия), и даже способны исцелять от ряда этих болезней остальных. Некоторые паладины утратили иммунитет в силу страха или же, наоборот, способны защитить от болезни окружающих. Изгнание нежити – молитва жрецов, но некоторые паладины так же способны её использовать. Часто паладины умеют ездить верхом, а их скакунам присуща неестественная мудрость и сила из-за наездника.
Все эти способности даруются паладину его божеством как плата за его службу. Если же паладин нарушает собственный кодекс или кодекс своего покровителя, то он лишается некоторых, а то и всех божественных способностей. Вернуть их можно, только покаявшись и замолив «грехи» у своего божества.

 

Паладины в разных редакциях D&D

AD&D
В AD&D паладин является одним из редких классов, потому что его и отыгрывать сложно, и минимальные условия для взятия этого класса самые строгие: Сила 12+, Сложение 9+, Мудрость 13+, Харизма 17+. Способности паладина включают лечение наложением рук (два хита на уровень раз в день), иммунитет к болезням всех видов, кроме магических вроде ликантропии (к ним — только с 27 уровня), определение злых намерений и ауру защиты, превращающуюся при использовании святого меча в круг силы, развеивающий почти любую вражескую магию. С третьего уровня паладины могут изгонять нежить, на четвёртом получают квест на получение особого верного скакуна, с девятого ограниченно используют жреческую магию, с 21 могут читать жреческие свитки, с 24 — писать их.
Как в первой, так и во второй редакции Advanced Dungeons and Dragons указывается на то, что паладинами могут быть только люди, хотя ряд статей в журнале Dragon описывают паладинов нечеловеческих рас, а также паладинов других культур, основанных на ценностях, значительно отличавшихся от традиционных христианских и рыцарских. В комплите паладина предлагаются четыре вариации полупаладинов (demipaladins): эльфийский кавалерист (trooper), полуэльфийский герольд (herald), полуросликовый шериф (sheriff) и дварфский горножог (forgelighter). Они выполняли схожие с паладинами обязанности и также были при этом гибридами жрецов и воинов. 
При всём этом паладин не имеет права владеть более чем десятью волшебными предметами (доспехи, щит, четыре вида оружия и четыре любых других предмета), должен отдавать церкви десятину и не может распоряжаться свободными средствами. Все наличные деньги должны предназначаться для какой-то определённой благородной цели (например, выкупа заложников или постройки замка) или минимально поддерживать приличное существование. Паладин должен строго соответствовать своему мировоззрению как поступками, так и средой общения, и оступаясь, теряет свои способности до искупления вины.

D&D 3.х

Несмотря на узаконивание престиж-классов в стандартных правилах, породившее продолжительные дискуссии о том, стоит ли паладину оставаться базовым классом, он им остался, а противники этого вводили существенные хоумрулы. На втором уровне паладин третьей редакции уже умеет лечить наложением рук, на более высоких уровнях — исцелять болезни. Как и рейнджер, он получает способность колдовать заклинания с четвёртого уровня. 
В редакции 3.0 паладин получает особую лошадь (или другое ездовое животное) со спецспособностями. В 3.5 эта лошадь считается сверхъестественным существом.
Хотя паладин ограничен законопослушно-добрым мировоззрением и теряет способности при нарушении кодекса, жреческое заклинание atonement (искупление) позволяет ему смыть грехи и вернуть способности.
Как и монахи, паладины не могут свободно развиваться в нескольких классах. Взяв уровень в любом другом классе, персонаж теряет возможность получать уровни паладина, но сохраняет уже полученные классовые способности. Впрочем, с выходом дополнений появились фиты, позволяющий паладину мультиклассироваться. Это ограничение не распространяется специальные паладинские престиж-классы. Падший паладин может обменять часть своих уровней паладина на уровни престиж-класса чёрного рыцаря (Blackguard).


Варианты паладинов в D&D 3.5

В разных источниках под редакцию 3.5 было выпущено довольно большое число вариантных классов паладина. Две основные группы — паладины альтернативного мировоззрения и собственно паладины с иным набором способностей. 

Паладины альтернативного мировоззрения:
- Анарх (Anarch) — хаотичный паладин из Dragon 310. Получает способность наносить критические удары по конструктам, изгонять их же, свой набор заклинаний и умения, направленные не против зла, а против порядка. 
- Мститель (Avenger) — оттуда же. Хаотично-добрый вариант паладина. Получает способности разрушать долгосрочные заклинания, набор способностей против порядка и птицу-разведчика вместо верного скакуна. Паладины-мстители живут осознанием того, что их миссия – это борьба со всеми, кто вольно или невольно мешает догме их божества. Будучи врагами всей нечисти и ереси, паладины-мстители уверены в том, что лучший способ защитить верующих – это наверняка удостовериться в том, что угроза и зло, способное им угрожать, уничтожено. Таким образом, паладины-мстители лечащим и укрепляющим молитвам предпочитают молитвы, способные моментально сокрушить врага. Для того, чтобы стать самыми опасными святыми воинами, паладины-мстители огромное внимание уделяют собственной силе, хотя и подобно остальным паладинам не меньшую роль отводят силе воле и духа – жизненно-важным составляющим бытия паладина, обеспечивающим его связь с божеством. Большинство паладинов-мстителей, подобно ярым паладинам, также предпочитают двуручное оружие.
- Совратитель (Corrupter) — из Dragon 312. Злой вариант паладина. Получает умение менять облик, скрывать своё мировоззрение от магического сканирования, демонического прислужника (жабу, змею ит. д.), ауру страха и умение подавлять способности божественных заклинателей к колдовству. 
- Деспот (Despot) — оттуда же. Законопослушно-злой вариант паладина. Получает набор способностей против хаоса, лидерские качества и умение вселять страх. 
- Каратель (Enforcer) — из Dragon 310. Законопослушный вариант паладина. Получает набор способностей против хаоса, навыки сбора информации, умение захватывать врагов живыми, а также набор способностей по подчинению чужой воли. 
- Анти-паладин (Anti-Paladin) — хаотично-злой паладин из Dragon 312. Получает ауру страха, способности против добра, демонического скакуна и способность распространять болезни вместо лечения наложением рук. Кроме того, имеет бонусы в бою с более слабыми противниками. 
- Страж (Sentinel) — из Dragon 310. Вариант паладина, посвятившего себя защите смертных от демонов. Должен иметь нейтрально-доброе мировоззрение. Вместо верного скакуна может призывать небесных существ (существ с шаблоном небесного существа), имеет иной набор умений, бонусы к сопротивлению демонической магии; изгоняет не нежить, а иномировых существ, вместо лечения болезней может применять рассеивающую зло и изгоняющую злых иномирцев магию. 
- Воплощённый (Incarnate) — из Dragon 310. Природный вариант паладина. Разбирается в природе вместо религии, должен иметь полностью нейтральное мировоззрение, своей магией может чувствовать существ не-нейтрального мировоззрения, наносить особо мощные атаки по существам, не имеющих в мировоззрении нейтральной компоненты, а вместо верного скакуна умеет призывать элементаля. Вместо наложения рук может выпускать из рук заряды стихийной энергии. Вместо иммунитета к болезням получает защиту от выбранных стихий, вместо изгнания нежити может изгонять иномировых существ. 
- Paladin of Freedom — из Unearthed Arcana. Хаотично-добрый вариант паладина. Вместо ауры храбрости имеет ауру решимости, защищающую союзников от влияющих на разум чар. 
- Paladin of Slaughter — оттуда же. Хаотично-злой вариант паладина. Не лечит болезни, а заражает наложением рук, окружен аурой, снижающей защиту врагов, вместо целебного наложения рук лечит нежить или калечит живых. 
- Paladin of Tyranny — оттуда же. Законопослушно-злой вариант паладина. Калечит касанием, распространяет болезни, окружён аурой отчаяния, ухудшающей спасброски врагов. 

Паладины с иными способностями:
- Неколдующий паладин (Non-Spellcasting Paladin) — из дополнения Complete Warrior. Не может применять заклинания, но любое оружие в его руках считается освященным, наложение рук особо эффективно для лечения верного скакуна, а сам паладин может получать прибавку к характеристикам. 
- Gnome Paladin (Dragon 329).
- Змееубийца (Wyrmslayer) — из Dragon 332. Специалист по охоте на драконов. Вместо знания геральдики получает знание магии, вместо лечения болезней получает сопротивление разным типам драконьего дыхания. Может свободно мультиклассироваться с рэйнджером, если избранным врагом последнего являются драконы. 
- Паладин со взглядом ангела (Paladin variant, Angel’s Sight) — из Dragon 349. Вместо иммунитета к болезням получает возможность видеть в темноте. 
- Паладин с аурой изгнания (Paladin variant, Aura of Banishment) — оттуда же. Вместо исцеления болезней получает ауру, в пределах которой злые иномировые существа не могут быть вызваны (если они не сильнее паладина) и не могут применять свои способности к телепортации и призыву своих сородичейю. 
- Паладин с аурой святости (Paladin variant, Aura of Sanctity) — оттуда же. Вместо ауры храбрости его аура может защищать от внушения и одержимости, окаменения или эффектов мгновенной смерти. 
- Паладин со взглядом истины (Paladin variant, Gaze of Truth) — вместо определения зла может чувствовать ложь ограниченное число раз в день. 
- Паладин-охотник на демонов (Paladin variant, Hunter of Fiends) — оттуда же. Вместо знания геральдики получает умение разбираться в реалиях иных миров и выживать в дикой природе, а вместо умения карать зло — бонус, аналогичный бонусу рейнджера против избранного врага, применяющийся к демонам. 
- Паладин с карающей стрелой (Paladin variant, Smiting Arrow) — оттуда же. Паладин, предпочитающий стрелковое или метательное оружие — не получает владения доспехами выше лёгких, но может карать зло атакой дистанционного оружия в пределах 30 футов (6 игровых клеток). 
- Паладин с клинком Семи Небес (Paladin variant, Sword of Celestia) — оттуда же. Вместо вызова скакуна призывает оружие исключительной красоты, свойства которого улучшаются с уровнем. Паладин может сам улучшать это оружие обычным порядком, но не имеет права передавать его другим. Повреждённое оружие восстанавливается лечебными заклинаниями как живое существо, а если оно уничтожено, то паладин должен ждать год и один день перед обретением нового. 
- Самодостаточный паладин (Paladin variant, Power of Self) — из Dragon 347. Вместо даров богов (улучшенных спасбросков, призыва особого скакуна, иммунитета к болезням) получает набор воинских фитов. 
- Паладин с карающим натиском (Paladin variant, Charging Smite) — из PHB 2, вместо верного коня получает дополнительный урон при использовании способности поражать зло во время атаки с разгона. Один из наиболее востребованных для целей оптимизации вариантов паладинов. 
- Эльф-паладин (Elf Paladin) — из Races of the Wild, способен поражать зло дистанционными атаками вместо рукопашных (если злое существо находится не далее чем в 30 футах), вместо ауры храбрости получает «ауру свободы», защищающую от заклинаний школы очарования, в качестве скакуна получает единорога. 
- Полуорк-паладин (Half-orc Paladin) — из Races of Destiny, вместо сокрушения зла способен впадать в «праведную ярость», вместо внушения мужества союзникам внушает страх врагам, вместо лечения болезней снимает усталость. 
- Драконорождённый паладин (Dragonborn Paladin) — из Races of the Dragon, вместо обнаружения зла может обнаруживать драконью кровь в других существах, вместо изгнания нежити получает усиление своей способности поражать зло против злых драконов, его скакун получает иммунитет к страху, внушаемому драконами. 
- Разрушитель проклятий (Paladin Variant, Curse Breaker) — из Complete Mage, вместо лечения болезней снимает проклятия. 
- Божественная антимагия (Paladin Variant, Divine Counterspell) — оттуда же, вместо изгнания нежити блокирует заклинания, творимые врагами. 
- Святой воитель (Paladin Variant, Holy Warrior) — из Complete Champion, вместо заклинаний получает боевые навыки, в основном связанные с верховым боем. 
- Рыцарь Подземья (Paladin Variant, Underdark Knight) — оттуда же, вместо особого скакуна получает ряд способностей, полезных в подземельях. 
- Небесный дух (Paladin Variant, Divine Spirit) — из Dungeonscape, вместо особого скакуна может призывать бестелесных духов, усиливающих способности паладина или помогающих ему в бою. 
- Драконоскакун (Paladin Variant, Drakkensteed Mount) — из Dragon Magic, в качестве особого скакуна паладин получает описанное в этой же книге существо — драконоскакуна. 
- Драконья чешуя (Paladin Variant, Dragonscale Husk) — оттуда же, паладин не может использовать доспехи, но обрастает защищающей его чешуёй. 
- Повелевание драконами (Paladin Variant, Rebuke Dragons) — оттуда же, вместо способности изгонять нежить паладин получает способность приказывать драконам. 

D&D 4

Одно из неявных правил четвертой редакции: «Мировозрение не должно влиять на игромеханику». В соответствии с ним паладин потерял ограничение по законопослушно-доброму мировоззрению — теперь мировоззрение просто должно совпадать с таковым божества. Паладин обязан соблюдать кодекс своего бога. 
Теперь паладин — это божественный защитник, избранный воитель бога. Паладин по-прежнему обладает набором заклинаний лечения и способностью накладывать руки.

 

Источники: forgottenrealms.wikia.com (перевод: Эргонт), ru.rpg.wikia.com